Компьютерная диагностика двигателя: основы
Сегодня автомобильное программное обеспечение является одним из самых полезных инструментов для технического обслуживания и диагностики состояния авто в режиме онлайн. Кроме того компьютерная диагностика позволяет оценить историю автомобиля путем проверки данных сохраненных в блоках авто. Самые распространенные методы быстрой проверки, которые позволяют отследить «скручен» ли пробег у машины заключаются в проверке определенных блоков автомобильного компьютера.
Практически все современные транспортные средства обладают «мозгами» или по научному — ЭБУ (электронный блок управления), который также называется модулем управления двигателем (ECM). Этот блок микросхем и контроллеров, контролирует различные датчики, расположенные по всему двигателю и автомобилю, расположенные в топливной и выхлопной системах для получения определенных результатов работы двигателя. Часто заводские версии программ установленные в ЭБУ специально «душат» мотор.
Для работы с электронным блоком мотора автомобиля используется специализированное программное обеспечение. Используя стандартизированные интерфейсы (разъемы, которые подключают программатор к системе автомобиля) при помощи компьютера есть возможность управлять системой двигателя автомобиля (ECU — Engine Control Unit). Это специфическое ПО служит для обеспечения диагностики в реальном времени и поиска неисправностей.
До конца 1995 года автопроизводители, в большинстве своем имели свои собственные уникальные интерфейсы для ЭБУ, соответственно у них были собственные протоколы диагностики и собственные коды обработки информации от датчиков и их преобразования в код на уровне микросхем. Это здорово затрудняло (и до сих пор затрудняет) работу профессиональных механиков, но и автолюбителей, которые хотели просто понять что происходит с их авто, который из года в год становился все сложнее в плане электроники и управления.
В Штатах все это изменилось в 1996 году, когда любое транспортное средство, произведенное в Соединенных Штатах, должно было быть стандартизировано в этом отношении. Сегодня 90% современных авто имеют интерфейс для ECU, который называется разъемом бортовой диагностики (OBD-II). Этот специальный диагностический разъем, расположенным в пределах (до метра) от сиденья водителя открыл море возможностей в плане диагностики, фактически сделал беззащитным авто от автоугонщиков и открыл новый рынок диагностических инструментов.
Для потенциальных пользователей важно отметить, что сегодня в транспортных средствах существуют три типа систем, совместимых с OBD-II. Для европейских производителей автомобилей актуальным является разъём OBD-II, EOBD и EOBD2.
Диагностическое программное обеспечение, которое смогут прочитать все три вида OBD-II называется «универсальное». Это программное обеспечение будет более удобным для семей с несколькими автомобилями или для автомобилей в будущем.
Стандартизированный диагностический разъём позволил создавать коммерческие диагностические инструменты. Эти инструменты поставляются с интерфейсным кабелем, который соединяет OBD-II с ноутбуком или планшетом через порт USB или беспроводной интерфейс Bluetooth.
И вот такой разъем и программа, работающая через него может «сбросить» лампочку проверки двигателя (CEL) на приборной панели, вывести на экран коды неисправностей, хранящиеся в блоке ECU, и сузить поиск возможных причин проблем до минимума. Это ее основное назначение. Это и есть компьютерная диагностика.
Для тех, кто не желает, или не в состоянии реализовать чисто механическую работу, компьютерная диагностика сможет пригодиться, чтобы держать владельца автомобиля в курсе о любых потенциальных проблемах транспортного средства, которые могут возникнуть. Это также может помочь автолюбителю избежать ненужного ремонта, и траты денег на автомобиль и посещения профессионального механика. Так же это особо полезно при покупке машины для полной картины состояния авто.
Некоторые базовые программы являются общедоступными для большинства потребителей, в то время программы профессионального уровня, как правило, имеют больше возможностей и более высокий ценник. В целом обычно при наличии переходника и ПО, никаких проблем с интерфейсом и пониманием кода возникнуть не должно.
Есть много компаний, которые продают программное обеспечение для авто диагностики, и потому цены очень разные, как и для любого другого типа программного обеспечения.
Программа взаимодействует с компьютером автомобиля для регистрации данных датчика и других параметров в реальном времени. Используя программу, CEL можно переустановить, коды можно подробно рассмотреть, и потенциальные проблемы можно диагностировать через ноутбук или смартфон.
В двигателе с инжектором, датчики подают информацию в ЭБУ, которую компьютер использует для создания постоянной корректировки топливовоздушной смеси. Когда ЭБУ обнаруживает неисправность, которую не удается устранить, включается как раз та самая зловещая сигнальная лампочка CEL и сохраняет код неисправности или до устранения неисправности или до удаления кода ошибки.
Фото компьютерной диагностики двигателя