Как использовать инструмент диагностики автомобиля — выбор оборудования и советы по компьютерной диагностике подбираемого авто
В недалеком прошлом инструменты для диагностики автомобиля были запредельно дорогими. До 1996 любой автотехник мог за тысячи долларов получить инструмент, совместимый только с одной маркой автомобиля. Даже после введения бортового диагностического разъёма (OBD-II) профессиональные инструменты для диагностики продолжали стоить тысячи долларов.
Сегодня вы можете купить простой «считыватель» кода дешевле, чем стоит канистра бензина, а некоторые аксессуары могут даже превратить ваш смартфон в инструмент сканирования. Поскольку основную часть информации, которую вам нужно интерпретировать из полученного кода, можно найти в интернете, «чек» двигателя больше не должен вызывать немедленную поездку к автомеханику.
Перед тем как купить диагностический инструмент для авто, важно понимать, что они не являются какой-то волшебной панацеей. Когда вы видите «чек», или даже профессиональный инструмент показывает, что двигатель не в порядке, он автоматически не говорит вам, как исправить проблему. В большинстве случаев он даже не скажет вам, в чем проблема. Все, что он будет делать, так это показывать код неисправности, или несколько кодов, которые будут некими реперными точками в процессе диагностики.
Что показывает «чек» двигателя?
Когда загорается на приборной панели «чек» двигателя, все что это значит, так это то что на самом деле какой-то датчик, где-то в вашем двигателе, выхлопе или передаче, предоставил неожиданные данные компьютеру. Это может указывать на проблему, связанную с системой, датчиком, отвечающим за мониторинг, полому датчика или даже проблему с проводкой.
«Чек» в некоторых случаях может пропасть так же внезапно, как и появиться. Это не означает, что проблема исчезла, или что в первый раз не было никаких проблем.
Какой инструмент диагностики автомобиля выбрать
Было время, когда сканеры были доступны только в специализированных компаниях, и их было несколько трудно заполучить среднестатистическому владельцу транспортного средства. Сегодня это не так, и вы можете купить недорогие инструменты сканирования в розничных магазинах инструментов и запчастей, интернет-магазинах и многих иных местах.
Если Вы не заинтересованы в покупке диагностического инструмента, вы можете быть в состоянии арендовать один из них. Некоторые магазины запчастей с готовностью бесплатно выдают сканер кода, понимая, что вы, вероятно, купите у них некоторые запчасти, если сможете разобраться в проблеме. Некоторые магазины инструмента могут предоставить сканер кода в аренду.
Разница между OBD-I и OBD-II
Прежде чем вы купите или арендуете инструмент для диагностики автомобиля, следует понять разницу между OBD-I и OBD-II. Транспортные средства, которые были произведены после появления компьютеризированных средств управления за двигателем до 1996 года, все объединены в категорию OBD-I. Эти системы не работают с различными марками, поэтому важно найти инструмент сканирования, который был специально разработан для марки и модели вашего автомобиля.
Авто, произведённые после 1996 все, имеют OBD-II. Это унифицированная система, которая упрощает процесс сканирования. Эти авто все используют общий диагностический разъем и один комплект кодов. Как только вы подберёте инструмент сканирования следует найти диагностический разъем.
В старых автомобилях эти разъёмы расположены в разных местах, в том числе и под приборной панелью, в моторном отсеке или возле блока предохранителей.
Диагностические разъёмы OBD-I также бывают разными по форме и размерам. Если ваш автомобиль оснащён с OBD-II, то разъем обычно находится под приборной панелью слева от рулевой колонки. Положение может варьироваться от одной модели к другой, и они также могут быть расположены довольно глубоко в приборном щитке.
В некоторых случаях диагностический разъем может быть даже закрыт панелью или штекером. Разъем может быть либо прямоугольной формы или в форме трапеции, однако в любом случае он будет иметь шестнадцать контактов, которые расположены в два ряда по восемь штук в каждом.
В редких случаях разъем OBD-II может даже располагаться в центральной консоли, за пепельницей или в других труднодоступных местах. Конкретное расположение, как правило, можно будет найти в руководстве пользователя, если у вас возникнут трудности с его поиском.
Использование диагностического сканера проверки двигателя
Выключив или удалив ключ зажигания из замка зажигания, следует аккуратно вставить разъем считывателя кода в диагностический разъем. Если он не входит легко, то убедитесь, что штепсельная вилка не всовывается вверх ногами и что вы правильно определили разъём OBD-II.
Если диагностический разъем вставлен правильно, вы можете вставить ключ зажигания и повернуть его в положение ON. Это обеспечит питание устройства для считывания кода. В зависимости от конкретного устройства, он может запросить определённую информацию.
Может потребоваться ввести VIN, тип двигателя или другую информацию. В этот момент декодер будет готов выполнить свою работу. Базовый прибор просто обеспечит вас всеми основными кодами, другие инструменты выдадут вам коды и дополнительные данные по ним.
Интерпретация кодов ошибок двигателя
Если у вас есть базовый сканер кода, вам придётся записать коды неисправностей и сделать некоторые исследования. Например, если вы найдёте код P0401, поиск в Интернете покажет, что он указывает на ошибку в одном из контуров нагревателя датчика кислорода. Это не говорит вам точно, что именно не так, но это то место в двигателе где следует начать искать проблему.
Некоторые инструменты сканирования являются более продвинутыми. Если у вас есть один из таких инструментов, то он может точно сказать вам, что означает код. В некоторых случаях он даже предоставит вам пошаговую процедуру устранения неполадок.
Следующий шаг заключается в том, что следует определить, почему появился код ошибки. Самый простой способ сделать это — найти потенциальные причины и исключить каждую из них по очереди. Если вы можете найти фактическую процедуру устранения неполадок, это ещё лучше.
В примере с кодом неисправности P0401, дальнейшее исследование покажет, что эта ошибка указывает на неисправность в схеме нагревателя датчика кислорода где имеется два датчика. Это может быть вызвано неисправностью нагревательного элемента или проблемой с проводкой.
В этом случае основная процедура устранения неполадок будет заключаться в проверке сопротивления нагревательного элемента и либо подтвердить проблему или исключив её, затем проверить проводку.
Если нагревательный элемент закорочен или показывает показания, которые выходят за пределы ожидаемого диапазона, то замена датчика кислорода, вероятно, устранит проблему. Если нет, то диагностику следует продолжить.
Завершение работы
В дополнение к выводу просто кодов, большинство сканеров кода двигателя могут также выполнить череду других важных функций. Одной из таких функций является возможность очистить все сохранённые коды неисправностей, после ремонта. Таким образом, если тот же код вернётся позже, вы будете знать, что проблема на самом деле не была исправлена.
Некоторые сканеры, также способны получить доступ к данным с различных датчиков во время работы двигателя. В случае более сложной диагностики или для проверки того, что ремонт действительно исправил проблему, вы можете посмотреть на эти данные, чтобы увидеть информацию от определённого датчика в режиме реального времени.
Фото инструментов диагностики автомобилей