Диагностика дизельного двигателя

Диагностика дизельного двигателя

Часто требуется диагностировать проблемы с автомобилем быстро и качественно, что очень непросто. Даже дилерам, специалистам и гаражам, оснащённым дорогостоящим и сложным диагностическим оборудованием, не всегда под силу сходу определить проблему. Компьютерная диагностика лишь опосредованно указывает на направление проблемы. Сам же процесс ликвидации проблемы, к сожалению, задача, компьютером не решаемая. Во всяком случае пока.

Развитие компьютерной диагностики привело к созданию целых мастерских, которые часто теряют из виду основные принципы работы дизельного двигателя. К сожалению, коды неисправностей не всегда указывают на проблему, а скорее выдают массив кодов, которые могут быть полезны тем или иным способом.

При этом сложно осуждать современных «компьютерных механиков» — в настоящее время дизельные двигатели чрезвычайно сложны и трудно диагностируемые. При покупке дизельного авто обычно нет диагностического оборудования, и все знания по работе дизеля связаны с опытом других людей.

Приведённая ниже информация поможет прояснить некоторые запутанные моменты связанные с диагностикой состояния дизельного мотора. По крайней мере, это то, с чего можно начать ознакомление с миром дизельного мотора, если вы про него не знаете ровным счётом ничего.

Поиск ответа в дыме

Мы можем понять, что не так с дизельным двигателем по цвету дыма, выделяемого из выхлопных труб. Есть три основных цвета: чёрный, белый и синий.

Чёрный дым

Появление чёрного дыма связано с дисбалансом соотношения топливовоздушной смеси: либо топливная система подаёт слишком много топлива в двигатель, либо недостаточно чистого воздуха (кислорода).

Во втором случае причиной чёрного дыма могут быть:

  • Неисправные форсунки (инжекторы требуют замены примерно через каждые 150 000 до 200 000 километров);
  • Неисправный насос форсунок;
  • Грязный воздушный фильтр;
  • Требуется замена турбонагнетателя или интеркулера;
  • Проблемы в головке блока цилиндров — забиты клапаны из-за неисправности EGR (блок рециркуляции отработавших газов).

Белый дым

Обычно он означает, что топливо, впрыскиваемое в цилиндр, сгорает неправильно. Дым по сути «горит» перед вашими глазами.

Причиной появления белого дыма могут быть:

  • Кратковременное отключение двигателя / насоса;
  • Головка топливного насоса, приводит к неправильной работе насосов;
  • Низкое сжатие в двигателе;
  • Вода/бензин в топливе.

Голубой дым

Появление сизого дыма означает проблемы куда более серьёзные чем белый и чёрный дым. Чем темнее синий дым из выхлопной трубы, тем большие разрушения в дизельном двигателе и свидетельствует о следующем:

  • Двигатель сжигает моторное масло;
  • Изношены цилиндры или поршневые кольца;
  • Неисправны клапаны или уплотнения штока клапана;
  • Двигатель полностью заполнен моторным маслом;
  • Неисправность в насосе инжектора/ подъёмном насосе, что в итоге приводит к смешиванию моторного масла с дизельным топливом.

Для диагностики автомобиля с дизельным мотором рекомендуется придерживаться некоторым процедурам. Эти процедуры используются механиками в США и ЕС, для точной диагностики места неполадки, что можно смело использовать при подборе авто.

Такая диагностика дизельного двигателя не требует особых навыков и инструментов, однако, требует сбора информации, которая в случае приобретения авто должна быть в обязательном порядке проверена.

Проверка работы цилиндра

Одним из самых быстрых и лёгких проверок является проверка отключения цилиндра. При работающем двигателе по очереди отключите линию впрыска для каждого цилиндра. Если двигатель снижает обороты или звук меняется (даже на мгновение), то это значит, что нет проблем в цилиндре.

Если при отключении линии впрыска цилиндра не меняется звук работы, то вы точно будете знать, что цилиндр работает неправильно, и вероятнее всего в цилиндре имеются проблемы.

Если двигатель стучит, этот тест также может помочь идентифицировать проблему:

  • Если шум работы снижается, когда линия впрыска глушится, то вероятнее всего проблема с инжектором или инжекторным насосом. Время впрыска в цилиндр может быть неправильным, и это вызывает стук.
  • Если шум меняется, но не полностью исчезает, то это может быть проблема с пальцем поршня или, возможно, поршень просто забит. С забитым поршнем звук не исчезает, но обычно меняется (давление на поршень меняется и звук соответственно меняется).
  • Если шум не изменится, или не исчезнет, проблема заключается в жёстком механическом контакте. (т. е. поршень бьётся головой и т. д.)

Тест на сжатие

Когда вы проводите тест на сжатие, вы контролируете давление сжатия, которое двигатель способен производить. Не беспокойтесь о фактическом показании давления — важны показания всех цилиндров. Если все показатели давления низкие, есть несколько
вещей, которые могут вызвать это.

Как правило, это медленная скорость проворачивания коленвала, забитые воздушные фильтры, слабый стартер. Если все цилиндры показывают примерно один результат (в пределах 15%) сжатия, то проблем нет. Если показатели меняются, то есть проблема с этим цилиндром.

Для выполнения теста сжатия:

  • Удалите все свечи накаливания. (Если двигатель не оснащён свечами накаливания, удалите все топливные форсунки).
  • Отсоедините топливный соленоид. (Это предотвращает заливку цилиндров топливом во время испытания).
  • Подключите зарядное устройство к аккумулятору. (Это гарантирует, что скорость проворачивания останется неизменным во время теста).
  • Подключите инструмент для тестирования сжатия (TOR3003A или аналогичный).

Убедитесь, что нет пролива топлива и запустите двигатель. Проверните двигатель столько сколько потребуется для определения уровня сжатия. Считайте показания давления на манометре. Показания сжатия должны быть в пределах 15% от максимального до минимального по всем цилиндрам.

Испытание на герметичность цилиндра

Другим и более точным испытаниям относится испытание на герметичность цилиндра. При выполнении испытания на герметичность цилиндра проверяемый цилиндр поворачивается до TDC на такте сжатия. Контролируемое количество воздуха закачивается в цилиндр и указатель показывает, сколько воздуха расходуется.

Вы считываете показания датчика, чтобы убедиться, что потери воздуха находятся на приемлемом уровне. Если есть чрезмерная утечка воздуха, тест покажет, где есть проблема.

Если вы слышите утечку воздуха из впускного коллектора или корпуса воздушного фильтра, то мы предполагаем, что у нас есть герметичный впускной клапан. Утечка воздуха из глушителя показывает, что пропускает воздух выпускной клапан. Воздух, циркулирующий в радиаторе или вокруг головки цилиндра, указывает на потрескавшуюся головку или неисправную прокладку головки. Из картера всегда будет вытекать воздух.

Если манометр показывает чрезмерную утечку и единственное место, где слышен воздух, поступает из картера, то можно заподозрить проблему с поршневыми кольцами.

Для выполнения теста на герметичность цилиндра:

  • Снимите свечу накаливания с подозрительного цилиндра. (Если двигатель не оборудован свечами накаливания, снимите топливную форсунку).
  • Снимите крышку клапана. Это делается для того, чтобы определить, когда двигатель находится на или около уровня TDC.
  • Проверните двигатель, пока оба клапана на проверяемом цилиндре не будут ослаблены. (Это значит, что TDC готов к работе).
  • Откалибруйте тестер герметизации цилиндра (TOR4076 или аналогичный) в заданное положение на датчике.
  • Подключите инструмент для испытания на герметичность цилиндра.
  • Проверьте показания на датчике. Если видна чрезмерная утечка, проверка воздушного фильтра и выхлопа может дать указание области утечки.

Тест воздушного впуска

Для определения состояния системы впуска может быть проведён тест на воздушную индукцию. В этом тесте будет проверяться наличие утечек воздуха в системе впуска, что может привести к попаданию грязи в двигатель.

Для проведения испытания на воздушный впуск:

  • Снимите воздушный фильтр и установите фильтр, обёрнутый клейкой лентой. Это позволит нам нагнетать давление в систему впуска. Вы можете обернуть лентой использованный или новый фильтр.
  • Подключите регулятор давления воздуха к системе впуска. На выходном локте нового воздушного фильтра установите фитинг. Если устройство оснащено корпусом воздушном фильтром, подключите регулятор давления воздуха к любому порту или шлангу, который подключён к входу.

Испытание системы индукции воздуха

  • Создайте давление в системе примерно 0,1 МПа.
  • Нанесите на шланги и коллектор мыльную воду. Если появляются пузырьки — в этом месте есть утечка воздуха. Необходимо проверить все шланги, коллекторы и монтажные зоны. Рекомендуется, этот тест выполнять после того, как устройство было повторно собрано и до того, как оно будет возвращено в эксплуатацию. Этот тест гарантирует, что все компоненты всасывания были правильно переустановлены, и все соединения герметичны.

Фото диагностики дизельного двигателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *